Тема насилия в мультфильмах и на телевидении в целом, чуть ли не самая
обсуждаемая среди родителей. Одни радикально против любого его проявления и
выступают за запрет даже столь любимого многими «Ну, погоди!». Другие же не
видят в жестокости на экранах никакой опасности для юных умов. Но наша
читательница Ю.С. Щербинина, обнаружив на купленном диске мультфильм с весьма
взрослым содержанием, последнее мнение не поддержала.
- Когда я выбирала этот диск в Детском мире напротив «Атриума», то
доверилась надписи «Домашняя коллекция» и названиям нескольких знакомых
мультфильмов. Но дома выяснилось, что там же был и анимационный фильм с
говорящим названием «Всем хана», от которого не то что дети, а я пришла в ужас.
Решив проверить так ли всё серьезно на самом деле, я взяла этот диск у
Юлии Сергеевны и посмотрела вызвавший такую реакцию мультик. Пять минут. Больше
не смогла. Потому что за такой короткий промежуток времени я стала
свидетельницей около десяти убийств в особо жестокой форме и семи половых
актов. Герои: «порнозвезда, грудастая блондинка, робот-гей (!) и другие, не
менее колоритные персонажи» (так они представлены в анонсе на обложке) сыпали
шутками, бьющими не в бровь и не в глаз, а гораздо
ниже, и регулярно калечили друг друга чем подвернётся. Из Интернета я узнала,
что этот шедевр ни что иное, как «потрясающая пародия на американские фильмы» и
«образец чёрного юмора», правда созданный вовсе не для детей, а для взрослых и
то с крепкой нервной системой. Отвратительные сцены насилия, с летящими по
сторонам кусками мяса, мат и сцены, близкие к порнографическим абсолютно
непригодны для семейного просмотра. И оттого особенно интересно по чьей
инициативе этот фильм оказался в приобретённой «Домашней коллекции».
- Диски закупаются оптом на базе, и естественно содержание каждого не
проконтролируешь, – ответила на мои претензии продавщица того самого магазина,
сидящая у прилавка с аккуратно расставленной пиратской продукцией. Она любезно
предложила мне поменять диск на что-нибудь более пристойное, но открыть местонахождение
закупочной базы не согласилась. Коммерческая тайна как никак!
Ничего не дало и обращение в отдел Роспотребнадзора по защите прав
потребителей.
- Содержание дисков мы не просматриваем, это дело правоохранительных
органов, – пояснили мне там – Наша задача – следить за лицензированием и
качеством товара. А по поводу порнографического содержания мультфильмов обращайтесь
в ОВД.
Последовав совету, я позвонила заместителю начальника ОВД города Алексею
Валерьевичу Чистякову, который высказал свою точку зрения на этот вопрос:
- Если бы люди не покупали контрафактных дисков, то и таких проблем бы не
существовало. Мы постоянно проводим рейды на рынках и в торговых точках по
изъятию продукции, нарушающей ст. 146 Уголовного Кодекса и ст. 7.12
Административного. Но пока на неё существует спрос, бороться с проблемой очень
трудно.
Вроде бы, справедливо. В самом деле, соблазняясь большим количеством
фильмов за невысокую цену, мы добровольно становимся жертвой бездумной подборки,
которая умудряется сочетать даже мультфильмы с чёрной комедией. Лицензионные же
диски обязательно содержат информацию о жанре и возрастных ограничениях, посмотрев
на которые, Вы поймёте можно ли фильм показывать ребёнку или нет. «Всем хана»
не единственный мультик для взрослых. Есть целое направление японских
мультфильмов, демонстрирующих как жестокую расправу над врагами, так и эротику.
Те, кому это интересно, покупают их на отдельных дисках. Но где гарантия, что
«пираты» не поместят их в один сборник с Простоквашино?
А с другой стороны, диски эти покупают ещё и потому, что они слишком
доступны. В городе с трудом можно найти магазин, торгующий только лицензионным
товаром. Обсуждаемую нами «Серию мультфильмов № 20» я нашла в трёх магазинах,
не считая того, в котором их, по словам продавца, уже давно раскупили.
Но если DVD или видеокассеты с нежелательным для детей содержанием
родители могут просто не купить, то что делать с потоком насилия, льющегося с
экранов телевизоров? По мнению врача-консультанта областного
психотерапевтического центра Владислава Александровича Сударева, эта проблема
отнюдь не нова:
- Насилие в телевизионном эфире всегда существовало в том или ином виде. И
обесценивание личности началось не сегодня. Когда не показывали жестоких
мультиков, а только Чебурашку, то параллельно шло безумное количество фильмов
про войну. И ещё не известно, что хуже. А вообще, существует две точки зрения
на влияние демонстрации насилия на детей. Первая состоит в том, что это своего
рода программирование на повторение подобных действий. Но на практике это
встречается довольно редко. Для такого поведения есть другие более сложные
причины, которые заложены в обществе и, прежде всего, в семье. Ребёнок с большей
долей вероятности усвоит модели поведения своих родителей, чем то, что ему
пытается внушить фильм. По второй точке зрения, показ жестокости играет роль
клапана. Ведь люди периодически испытывают чувство агрессии и подобного рода
фильмы помогают выпустить пар. Причём для детей это даже более актуально: их
чувства интенсивней, чем у взрослых и им не препятствуют фильтры в виде развитого
интеллекта, морали. Чрезмерный контроль же может стать провоцирующим фактором. Дети
найдут способ получить, то, что запрещают. Но если раньше они посмотрели бы и
забыли, то теперь сделают на этом акцент.
Владислав Александрович считает, что мультфильмы, где применяется
насилие, крайне редко могут оказывать влияние на ребёнка, да и то если у него
изначально есть к нему предрасположенность.
- Человек не робот, чтобы его запрограммировать, - говорит он. - Личность
человека, его мировоззрение формируются во многом исходя из того, что ребёнок
видит в семье.
Однако по результатам исследований, которые описываются в книге «Психология
массовых коммуникаций» Р. Харисса, количество телевизионных передач и фильмов,
которые ребенок видит до достижения 8 лет, лучше всего характеризует наличие
или отсутствие у него преступных наклонностей в 30 лет, вне зависимости от
индивидуальной агрессивности, уровня интеллекта и социоэкономического статуса.
Те, кто смотрел телевизор в предподростковом возрасте больше, спустя много лет чаше
наказывали своих детей, чем те, кто меньше.
Практически все взрослые помнят, как в детстве или юности испытывали
страх или ужас после просмотра того или иного фильма. Моя знакомая Татьяна до
сих пор видит кошмары, навеянные детскими воспоминаниями о мистическом сериале
«Твин Пикс».
Кстати, в зависимости от возраста, дети по-разному реагируют на те или
иные эпизоды. Так, дошкольники боятся мутантов и любых искаженных природных
форм, коими столь изобилуют американские мультсериалы. Редкий канал не
показывает этих монстроподобных людей с кожей нездоровых оттенков, выпученными
глазами и оскалом вместо рта. Школьников
пугают показы по ТВ опасных ситуаций из реальной жизни, сцены нападений и
катастроф. Когда ребенок взрослеет, он чувствует страх не только за свою жизнь,
но и за героев фильмов и программ. Некоторые данные говорят о том, что насилие,
которому человек «верит» и воспринимает как реальное, производит более сильное
впечатление, чем то, что нам кажется вымышленным. И хоть детские мультфильмы
представляют, наверное, самый жестокий жанр (по подсчётам зарубежных
исследователей - 26 актов насилия в час), жестокость в них выглядит наиболее
стилизованной, а значит её негативное влияние меньше, чем насилия в фильмах или
репортажах новостей.
Но всё же, к какому выводу придти? Полностью изолировать ребёнка от
телевизионного «ящика Пандоры», из которого в любой момент может выбраться
чудовище или убийца? Или с малых лет дать ему самостоятельно разбираться, что
из показанного хорошо, а что – плохо? По этим вопросам написана не одна сотня
книг, проведены тысячи исследований и открыто несколько десятков форумов в
Интернете.
Но, скорее всего, истина как всегда посередине. Мы должны выйти за рамки
порицания телевидения как единственного виновника всех преступлений, убийств и
извращений, случающихся вокруг, но и не должны полностью снимать
ответственности, как если бы оно вовсе не оказывало никакого влияния на
зрителей. Ведь телевизионное изобилие сцен и эпизодов с актами насилия виновато
хотя бы в том, что сделала нас более равнодушными. Мы настолько привыкаем к
тому, что людей убивают или калечат, что сам этот факт перестает нас
интересовать. Если же агрессию проявляют «хорошие парни» во имя добра, то у зрителя
создается впечатление, что насилие – вполне реалистичный и приемлемый способ
разрешения конфликтов.
Однако бесспорно, что негативные социальные условия, например бедность, национализм,
наркотики, негативные модели отношений в семье или среди сверстников, гораздо
сильнее влияют на рост насилия в обществе, чем наблюдение погони Тома за
Джерри. Поэтому если хотите, чтобы Ваш ребёнок был защищён от насилия,
избегайте его проявлений в окружающей действительности. А уж во вторую очередь
- в телевизионной.