Что меня позабавило во время
рейда по базару, так это обложки школьных тетрадей. Психика учеников младших
классов, пользующихся тонкими тетрадями, ещё как-то оберегается забавными
зверюшками, а то и вовсе однотонным покрытием, но с тетрадями для
старшеклассников дело обстоит куда сложнее.
«Чё вылупился?» - вопрошает
цыплёнок-мутант с глазами на полтетради. «Инвалид умственного труда» - радует глаз другой шедевр. Тут же
лежит целая серия тетрадей, иллюстрирующих народные перлы: «Кто? Дед Пихто!»,
«Почему? По кочану!» и конечно же «Где? В Караганде!». Ну просто «живой русский
язык в картинках»! Растиражированные Заворотнюк, Семенович и прочие Барбиподобные «звёзды» тоже не дают
о себе забыть. У школьников эти тетради пользуются большой популярностью, но,
по мнению психологов – напрасно.
- Такие сюжеты отрицательно
сказываются на мировоззрении подростков, - считает педагог-психолог Марина
Валерьевна Якшина, - в них навязывается образ большегрудой стройной девушки,
который благодаря Барби девчонки ещё с детства воспринимают как идеал. Стремясь
к нему, они уходят от реальности, наживают кучу комплексов.
В подростковом возрасте интерес к
взрослой жизни как никогда высок. Этим и пользуются неутомимые производители
тетрадей, выбрасывая на прилавки изображения всё новых секс-символов. Благо
телевидение выпускает их пачками. «Забавные» надписи тоже не способствуют
нужному для учёбы настрою, а порой такие лозунги и вовсе призывают - «Коси и забивай!».
Остаётся только посочувствовать
учителям, ежедневно проверяющим десятки тетрадей, с которых смотрит то полуобнажённая певица, то лупоглазая
свинья в балетной пачке, а то и вовсе какой-нибудь вурдалак.
- Я иногда даже пугаюсь всех этих
дневников и тетрадей с черепами, цепями, чудищами, - говорит Роза Григорьевна
Соломонова преподаватель школы № 27. - Я считаю, что для детей это плохо и
противоестественно. Вот у японцев в основе воспитания лежит созерцание
прекрасного, а у нас получается наоборот. Причём если в начальных классах
учитель ещё может повлиять на выбор ребят, то в старших мы можем только попросить
их не покупать таких тетрадей. Но учеников цветы и пейзажи на обложках уже мало
устраивают.
По словам продавцов, на изображения
на тетрадях существует целая мода. Одно время были популярны герои новорусских
боевиков, которых через несколько лет смело волной патриотичных надписей и
портретов президента. Теперь вот сделана ставка на близость к народу с его
великим и могучим сленгом. Тетради с модными надписями долго на прилавках не
задерживаются.
- А что, это прикольно! В классе у всех такие,
а я с кошками покупать буду?! – объяснила свой выбор восьмиклассница Аня,
взявшая тетради с поучительными лозунгами: «Не отмазывайся!» и «Забей стрелку!».
Производители как всегда работают
на свой любимый человеческий инстинкт - стадный. И если завтра иметь тетради с репликами,
к примеру, из «Бла-бла шоу» станет модным, то послезавтра они появятся в
продаже, а потом - у тысяч школьников. Справедливости ради, стоит отметить, что
безобидных пейзажей, рыбок и просто красивых картинок на прилавках ещё
достаточно. Но нужны ли они будут через пару лет воспитанным на
фильмах-однодневках и Интернет - жаргоне детям – это вопрос, а может быть, чья-то
коммерческая тайна.
Лицензии на оформление школьных тетрадей
выдает Министерство культуры и массовых коммуникаций, оно же решает, где
кончаются рамки дозволенного. Но вот таковыми считаются тетради только объемом
12, 18, 24 листа. Облюбленные старшеклассниками 48 листовые, хитро именуются
тетрадями для записей, а значит, никакие запреты на них не распространяются. В
том числе и действие нового Закона «о рекламе», частью 10 статьи 5 которого
запрещающего размещение рекламы в школьных учебниках, дневниках и тетрадях.
Ловко играя на дефиците общения у подростков, производители предлагают быстрые
знакомства, от которых легко попасть в зависимость и истратить не одну сотню из
родительской зарплаты. Вот и получается, что обычная школьная тетрадь является
источником стольких опасностей. Причём всё в рамках закона.
И даже выяснить кто следит за оформлением столь важной для учеников вещи
оказалось невозможным. Потратив несколько часов на ожидание ответа от
Роспотребнадзора, я вместо него получила совет обратиться в комитет по защите
прав потребителей. Там, в свою очередь, порекомендовали направиться в
Роспотребнадзор. Побродив по этому замкнутому кругу, пришлось прийти к
неутешительному выводу. Говоря коммерческим языком «спрос диктует предложение».
А значит столь востребованные у зомбированной телевидением молодёжи певички,
сериальные дивы и просто разношёрстная нечисть, поселившиеся на тетрадных
обложках могут торжествовать. И не стоит задумываться по какой причине. Давайте
ближе к народу: «Почему? По кочану!».
|