В детстве я
любила копаться в свежевспаханных грядках бабушкиного огорода и в рыхлой земле
находить кусочки мела. Мне это казалось особым даром из прошлого, осколком
какой-то загадки, ведь однажды на мои расспросы папа сказал, что раньше на месте
нашего степного местечка было море, а мел – это его эхо. Мне это сообщение
казалось чем-то сверхъестественным, но, хорошо постаравшись, я представляла на
месте мелких озёр и почти высохшей речки безграничный океан, в котором медленно
и важно плавают доисторические чудища. А ещё я думала, что именно поэтому мне и
моим друзьям так часто снятся морские приключения, как не странны были эти сны
для ребят, возившихся в степной пыли.
Но для меня всё
это были лишь мечты. А несколько десятилетий до этого такой же оренбургский
мечтатель Юра Любин смог воплотить их в реальность и стал старшим лейтенантом
Юрием Андреевичем, 23 года посвятившим морю. Его морская жизнь началась в 1955
году, когда он совсем ещё мальчишкой записался в Оренбургский морской клуб
ДОСААФ. Этот клуб, возглавляемый капитаном второго ранга Сергеем Петровичем
Тугушевым, был для заочно влюблённых в море ребят путёвкой в большой флот. Там
готовили настоящих специалистов - рулевых сигнальщиков, электриков, мотористов.
И мальчишки, окончив курсы, уже с военной специальностью отправлялись служить в
армию. Это была настоящая школа жизни, помогавшая даже самым «трудным»
подросткам найти свою цель. Самостоятельно управляя настоящим бронекатером
(конечно под надзором экипажа, который состоял сплошь из орденоносцев Великой
Отечественной войны), сплавляясь на шлюпках, обучаясь морским законам, молодой
Юра мечтал о том, как станет истинным моряком и будет рассекать волны не
мелеющего Урала, а самого настоящего моря. Он так старался овладеть этой
наукой, что уже в девятом классе стал инструктором, хотя обычно это звание
даётся только отслужившим морякам. Пять лет Юрий Андреевич был воспитанником
клуба, привившего ему необходимые навыки, подарившего друзей –
единомышленников, а после поступил в Батумское морское училище. Дальнейшая его
морская жизнь – как сценарий
приключенческого фильма. После службы на противолодочных кораблях он
перешёл на гражданский танкер, перевозивший взрывоопасные грузы, где как он сам
признаётся, работа была не из лёгких. Но когда оказалось, что на Кубе он
заработал экзему рук и не может продолжать службу, расставаться с кораблём ему
было ещё тяжелее. Вернувшись в Оренбург и
работая мастером производственного обучения в железнодорожном училище, Юрий
Андреевич не терял надежды вернуться на море, и лишь вылечившись, поступил на
судно рыбодобывающей промышленности.
- Я был более чем в двадцати странах, прошёл
все океаны, - вспоминает он, и кажется, что в его глазах до сих пор отражаются
волны. - А когда вышел на пенсию, то оказалось, что за это время наш морской
клуб «благодаря» новому начальнику закрылся, а бронекатер погиб буквально как
«Варяг».
Так и потерялись
традиции немного парадоксальной, но столь необходимой в степном крае морской
школы, где ребята, грезившее о море, становились на первую ступеньку к своей
цели. Да и те, кто не связал свою жизнь со службой во флоте приобретали здесь
многое: трудностями проверенный характер, верных друзей.
Юрий Андреевич
пытался сделать шаги к возрождению клуба и даже был начальником морской школы,
открывшейся при центре «Подросток», но по сложившимся обстоятельствам вынужден
был уйти. Однако работу с молодым поколением он не оставляет, а продолжает
через свой новый проект: в прошлом году Любин вместе с капитаном второго ранга
Сумкиным Алексеем Ивановичем и капитаном третьего ранга Головиченко Владиславом
Юрьевичем создали оренбургскую региональную общественную организацию «Оренбургское
морское собрание»,
где по результатам выборов Юрий Андреевич стал председателем.
- Мы работаем в нескольких направлениях, -
говорит он, - в том числе и с молодёжью:
проводим в школах встречи, лекции, стараемся привить ребятам любовь к Отчизне,
флоту, морской профессии. И что радует -
находим большой отклик: у мальчишек глаза горят от наших рассказов,
многие потом решают поступать в морские училища.
Но всё же их основная
цель – объединение вокруг себя моряков ушедших в запас. Здесь они соблюдают
традиции русского морского собрания 18 века, в которое принимались моряки вне
зависимости от звания. В оренбургскую организацию входят офицеры, мичманы,
матросы и те службы, которые хоть и не относятся к плавсоставу, но имеют
непосредственное отношение к флоту -
морские пехота и авиация.
- После службы моряки долго не могут
адаптироваться на суше, - объясняет Юрий Андреевич, - с одной стороны думаешь:
«Ну, слава Богу, отслужил!», а с другой никак не можешь расстаться с тем, что
впитал в себя за эти годы. Человек сживается с морем, с коллективом и вне этого
ему очень трудно. Мы стараемся таких людей поддержать, помочь им с работой, да
и просто дать возможность, уйдя с корабля вновь влиться в коллектив моряков.
Этому
способствуют и мероприятия, в котором «Оренбургское морское собрание»
принимает участие. В этом году его председатель вместе с делегацией
оренбургской области отправился на Северный флот в соединение подводных лодок,
в составе которого несет боевую вахту атомная подводная лодка "Оренбург”. Своё
название она получила после подписания в 1998 году шефского соглашения между
администрацией области и командованием Северного флота. Каждый
год оренбургский военкомат отправляет 12 новобранцев на эту подводную
лодку для прохождения воинской службы: 6 человек в осенний призыв,
столько же весной. И ежегодно в День военно-морского флота делегация поздравляет
своих земляков, естественно захватив с собой и подарки.
Но этот праздник, справляемый уже шестьдесят восьмой раз, прошёл не
только для «тех кто в море», но и для уже отдавших долг Родине моряков. 29 июля
они торжественным маршем прошли по Советской улице от памятника В.П.Чкалову, до
памятника первого губернатора Оренбурга И.И. Неплюева, перед которым состоялся
митинг. Ведь этот государственный деятель – ещё одна ниточка, связывающая наш
город с морскими просторами. По окончании курса Петербургской морской
академии Иван Иванович около 5 лет провёл в плаваниях по водам Атлантического
океана и Средиземного моря. А 1720
г. блестяще сдав экзамен в присутствии Петра Великого,
был назначен главным командиром над всеми судами, строившимися в Петербурге.
После возложения цветов к его памятнику, участники шествия посетили выставочный
комплекс «Салют, Победа!», а затем отправились в Зауральную рощу, где прошли
спортивно-развлекательные мероприятия.
В этот день
моряки были очень веселы, оживлены и в чём-то немного трогательны. Например, в
том, как на сотовый телефон пытались сфотографировать свою роспись на морском
флаге, или в том, как знакомили своих маленьких детей, тоже одетых в тельняшки
и бескозырки. Бойкие мальчишки и хрупкие девчонки возились около своих
родителей, и, кажется, тоже насквозь были пропитаны радостью. По крайней мере,
в слышимом аж до Советской грохоте голосов, ежеминутно выводящем
«Военно-морскому флоту России троекратное гип-гип-ура!» были и их звонкие
голоса. Но главное, что чувствовалось тогда на берегу Урала – это нескрываемая
тоска моряков по большой воде и по своему кораблю на ней. В их крепких братских
объятиях друг с другом, в общих песнях, в эмоциональных тостах была та же жажда
моря, что и в глазах Юрия Андреевича Любина, рассказывающего о предстоящей
поездке на Северный флот.
- Я очень скучаю по морю, - сказал мне тогда
он с нескрываемым чувством, - и вот наконец-то опять его увижу!
- Да, трудно моряку жить среди степных
просторов, - поддержала его я. На что патриотичный Юрий Андреевич ответил:
- Почему же? У нас здесь тоже есть море – море
ковыля. Когда он переливается, то видишь волны. Самые настоящие!
Значит действительно, неслучайна и не парадоксальна мечта о морских
просторах у многих оренбуржцев. Через аллегории, историю древнейшую и недавнюю
мы с детства впитываем в себя любовь к «большой воде», только кто-то остаётся о
ней мечтать, а кто-то идёт навстречу, чтобы уже никогда хотя бы мысленно с ней
на расставаться.
|