Так уж сложилось, что редко кто
знает авторов сценариев своих любимых фильмов, а, наслаждаясь песней, задумывается
о том, кто её сочинил. Для нас на первый план выходят исполнители: певцы и
актёры, в то время как родители полюбившихся текстов остаются в тени.
Песни из кинофильма «Д’Артаньян и
три мушкетёра», которого не зря называют
советским мюзиклом, стали поистине народными. А героические и лирические песни
из картины «Гардемарины, вперёд!» до сих пор являются гимном мужеству и любви.
Но, напевая их вслед за героями или во время застолий, мало кто вспоминает их
автора - талантливого поэта, прозаика,
переводчика Юрия Ряшенцева. А ведь он сочинил все песни к этим фильмам, как и к
«Будьте моим мужем», «Забытая мелодия для флейты» и многим другим.
Но у оренбуржцев есть
дополнительный повод знать этого человека: в 1941-1944 годах будущий поэт,
находясь в эвакуации с мамой, жил в Оренбурге, Нежинке и Павловке. И вот,
спустя много лет он вернулся в наш город по приглашению благотворительного
фонда «Евразия», как говорит сам поэт – совершил путешествие во времени.
21 июня Юрий Ряшенцев провёл
встречу в областной юношеской библиотеке, где в первую очередь сказал
оренбуржцам спасибо за то, что они представляют город, в которой он жил, и с
которым он до сих пор чувствует связь. Ведь, несмотря на то, что поэт родился в
Санкт-Петербурге, а теперь живёт в Москве, своей малой Родиной он считает
именно Оренбург. «Я провёл здесь три счастливых и страшных года, - рассказывает Юрий Евгеньевич, - Счастливых – потому, что это было детство,
страшных – потому что это была война». Воспоминания об этом времени легли в
основу многих его стихотворений, некоторые из которых он прочитал на встрече:
«Вот
припомнился и некстати
Узкий
двор на бывшем Форштате,
Где
лежат на одной пелёнке
Две
синхронные похоронки,
И
ячмённой несёт будрой.
Неглубокие,
а на веки
Ямки
тянутся - след калеки
На
тропинке, где умираем
Между
флигелем и сараем…»
Поэт хорошо запомнит свою тяжёлую жизнь в
Оренбурге и сам город, который теперь для него трудно узнаваем:
- Город
катастрофически изменился, стал похож на Москву. Улочки, которые я хорошо знал:
Орджоникидзе, Корецкая, Нижегородская (сейчас Терешковой) стали широченными
улицами, похожими на шоссе. Абсолютно другой стала Неженка. Отчасти мне жалко,
что так произошло, потому что я хотел увидеть столицу своего детства. Но
радует, что оренбургские люди, которых я всегда любил, остались прежними. Здесь
до сих пор очень красивый женский тип. Мне ещё мама говорила, что Оренбург -
город красавиц, и, похоже, что он таким и остался.
На встрече горожане порадовали поэта и своими
вопросами, отвечая на которые, он рассказал об интересных случаях в своей
творческой карьере, работе над песнями к фильмам, текстом первого российского
мюзикла «Метро», написанного им в соавторстве со своей спутницей жизни Галиной
Полиди, тоже присутствующей на встрече. Рассказал Юрий Евгеньевич и о своей
нынешней работе: недавно были завершены оперы «Екатерина Великая» и
«Преступление и Наказание», идёт работа над песнями к новым фильмам, скоро увидит
свет большая книга избранных произведений, а также книга воспоминаний.
На следующий день у поэта состоялась ещё одна
встреча - в библиотеке им. Крупской. Также он посетил Павловку, где, по его
признанию, зимой 1944 года он впервые влюбился, о чём позже написал поэму «Царь
горы».
В общем, Юрий Ряшенцев – в литературной среде
признанный поэт и прозаик, чьи книги на протяжении лет неоднократно
переиздаются, показал себя человеком разносторонним, душевным и совершенно без
«звёздной болезни» (чему многим начинающим авторам можно было бы поучиться) и
оттого особенно приятно, что детство этого замечательного человека прошло в нашем
городе. Надеемся, что Юрий Евгеньевич ещё не раз порадует нас своим приездом,
как и фонд «Евразия» приглашением в Оренбург таких же интересных талантливых
людей.
|