Я захожу в игровую комнату приюта и прошу
разрешения сфотографировать ребят. Малыши с удовольствием соглашаются или даже
сами предлагают запечатлеть их увлекательную игру. Дети же постарше просят не
фотографировать их близко: они очень не хотят, чтобы кто-то узнал, что они
здесь.
Не удивительно. Многие люди не любят всего,
что выходит за рамки их представления о правильной жизни. Ребёнок из приюта для
них – неразвитый, потерянный для общества и ни на что не годный. А сам приют –
не более чем место концентрации таких детей.
Но задумывались ли посмевшие так думать, что
на самом деле это спасение, убежище для ребят, которым просто в жизни повезло
немного меньше, чем обычным, и в котором воспитатели и психологи делают всё
возможное, чтобы им это возместить?
Дом там, где наше сердце
Социальный приют для детей и подростков «Дом
«Семья» находится в частном секторе Южного посёлка Оренбурга. Здесь, вдали от автотрасс
и промышленных предприятий, царят тишина и чистый воздух, столь дефицитные в
городе.
Детей из асоциальных семей или просто с улицы
приводят сюда милиция, органы опеки или распределяет соцзащита. А бывает, что
дети сами приходят за помощью – в основном подростки, которым очень тяжело в
семье. Сейчас в приюте – 29 воспитанников. Все они поступают педагогически
запущенными, истощёнными, часто без документов. И задача работников приюта –
восполнить то, чего им так не хватает.
Реабилитационная работа идёт по четырём
направлениям: медицинское, социальное (приют занимается дальнейшим
жизнеустройством детей, распределяя их в интернаты, техникумы или пытаясь
вернуть в семью), психологическое и
педагогическое.
За те месяцы, которые ребёнок находится
здесь, ему помогают физически окрепнуть с помощью закаливания, зарядки, спортивных
мероприятий, пятиразового витаминизированного питания. «Дом «Семья» - это
единственный приют, где функционирует фитобар: под контролем медицинских
работников ребята пьют чай из различных целебных сборов трав.
Но чем этот социальный приют действительно
уникален, так это собственной школой, в начальных классах которой преподают
свои сотрудники, а для детей 5-9 классов из школы №65 приходят
учителя-предметники.
Заведующая
приютом Лариса Григорьевна Пискунова
рассказала, почему так важна эта особенность:
- К
сожалению, приютские дети, как правило, отстают от своих сверстников в развитии
и по уровню образованности. Например, пятнадцатилетний подросток может сидеть в
первом классе. И если его отдать в обычную общеобразовательную школу, для него
это будет большой стресс. У нас же ребёнок занимается с удовольствием. Собственная
школа – это основной из оберегающих и психологическое, и физическое здоровье факторов.
Люди не рождаются, а формируются
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому и подход
к нему должен быть таким же. Дети же, по воле судьбы оказавшиеся в приюте
нуждаются в особом внимании и поддержке. Большую роль для эмоциональной
стабилизации ребёнка, играют занятия и тренинги, проводимые психологами. Ведь
многие воспитанники испытывали в семьях психологическое насилие, от которого им
очень сложно оправиться.
Педагог-психолог
соцприюта Елена Николаевна Купарева рассказала
о методике помощи этим детям:
- По
плану мы проводим как индивидуальные занятия, так и групповые. Цель ставится в
зависимости от подбора детей, потому что каждый раз их состав меняется. Сейчас очень
много девочек подростков, с которыми мы
проводим цикл занятий с условным названием «Женские хитрости» на формирование
женского образа поведения.
- То
есть вы помогаете им усвоить навыки, которые присущи их возрасту...
- ...и
их функциям. Мы рассказываем о том, что женщина – хранительница очага, жена,
мать; мужчина – добытчик. Очень много играем, рисуем, обсуждаем, беседуем. Личным
примером показываем как надо себя вести.
- Я видела, как только что в приют привезли
четырёхлетнюю девочку. Скажите, как Вы будете работать с ней?
- С
маленькими детьми, как правило, легче. Но вообще, нужно учитывать, что у
ребёнка стресс. С нашей точки зрения там, откуда его забрали, плохо и многое
угрожает жизни и здоровью. Но для него это безопасное место, пусть даже это подземный
переход, подвал или семья с пьющими родителями. Ребёнку там было хорошо, потому
что другого он не знает. Здесь же всё чужое и незнакомое, поэтому самое главное
– это доброжелательное отношение. За то время, пока ребёнок проходит медицинское
и психологическое обследование, он успевает привыкнуть к новым условиям. В этот
период психологи работают с ним ежедневно, проводят диагностику, тесты. Тем
самым он узнаёт обстановку, а мы узнаём его. Диагностика выявляет проблемные
зоны, по которым составляется план работ. Первая задача – стабилизация
эмоционального состояния ребёнка, развитие познавательных функций, умения
общаться, вести себя в конфликтной ситуации, сотрудничать. Потому что у этих
детей опыт жизни абсолютно другой.
- Работа даёт положительные результаты?
- Прогресс
конечно есть. Мы возвращаем ребёнку
детство. Дело в том, что в каждом возрасте есть определённая ведущая
деятельность: в дошкольном – игра, в младшем школьном – учёба, в подростковом -
общение. Но те дети, которые к нам поступают, лишены этого. Например, мальчик
стоит в подземном переходе, не учится, не играет, а зарабатывает деньги. Мы
даём ему возможность вернуть своё детство. Часто бывает, что ребёнку пора учиться,
а он не готов к этому, он ещё интересуется игрушками – четырнадцатилетний
мальчик играет в машинки, потому что в своё время не наигрался. Он был занят не
тем, чем должен был.
Задача всего коллектива – показать детям, что
существует другой способ жизни, чем был у их родителей - социально приемлемый. И мы ставим ребёнка
перед выбором между ними.
-
Получается?
- Не
могу сказать, что в ста процентах случаях, но получается. Наша главная задача -
вернуть ребёнка в семью, оздоровив её в моральном и нравственном плане, а это иногда очень сложно.
-
Лариса Григорьевна рассказала, что дети, вернувшиеся к родителям, часто сбегают
из дома в приют. Потому что здесь они меняются и не хотят жить по-старому, а
родители этого не понимают.
-
Психологи работают и с родителями, но часто сталкиваются с негативным или равнодушным отношением, потому
что обычно это люди уже деградирующие и, в общем-то, им всё равно. И когда у
них забирают детей, это лишь развязывает им руки.
Но мы как можем, стараемся компенсировать
ребёнку опыт семейной жизни. Уже год функционирует новое подразделение нашего
приюта: семейные воспитательные группы. На работу принимается воспитатель, который,
пройдя специальное обучение, берёт ребёнка жить к себе в семью, где тот видит
отношения между мужчиной и женщиной, между мамой и детьми, отличные от тех,
которые он знает. В данный момент функционируют три группы, ещё одна закрылась,
потому что воспитатель оформила над этим ребёночком опеку.
- Такой опыт позитивно влияет на детей?
- Да,
безусловно. Но есть известное мнение, что ребёнка воспитывают до трёх лет. Поэтому
чем раньше ребёнка изъяли из асоциальной ситуации, тем больше шансов, что он
станет человеком в нашем понимании слова. Для нас главное чтобы ребёнок вёл
социально приемлемый образ жизни, хотел учиться, работать. Если подросток, которого
мы определили в училище, делает там успехи, то мы ставим себе «плюс». Мы молодцы, потому что
мы направили его на путь, ну а дальше с ним будут работать уже другие организации.
«Другие организации»... и это притом, что
почти у каждого из воспитанников приюта есть родители. Но, как оказывается,
ждать заботы от них детям не приходится. Поэтому внимание и любовь они находят
не в семье, а в «Доме «Семья». Здесь массаж заменяет им родительские ласки, а
занятия с психологом – задушевные беседы. Каждый год через заботливые руки
воспитателей проходят около ста семидесяти ребят. И у всех своя история, своя грусть,
своё украденное детство, но
Все дети мира плачут на
одном языке
Семья Малининых – это три сестры и четыре
брата. В приюте они уже около двух месяцев и даже говорить не хотят о
возвращении к родителям. Здесь они наконец-то получили то, чего им так не
хватало дома, да, в принципе, только в приюте они этот дом и нашли. Четырнадцатилетняя
Оля, тринадцатилетний Миша, девятилетний Петя, восьмилетняя Таня, шестилетняя
Катя, четырёхлетние двойняшки Рома и Сергей уже не первый раз попадают в
социальный приют. Иногда их отправляли туда органы опеки, иногда они обращались
за помощью сами, а один раз их даже привела мать. Семье из девяти человек, теснившейся в
маленькой комнате общежития было не на что купить даже самое необходимое – отец
работал время от времени, мать же и не думала искать источник заработка. А в
марте она просто исчезла на несколько недель, оставив детей на попечение
запившего от безработицы мужа. Всё бремя легло на хрупкие плечи старшей Оли,
которая как могла ухаживала за братьями и сестрёнками, на последние деньги
покупала еду.
-
Когда их привезли к нам, - рассказывает Лариса
Георгиевна, - на них было жалко смотреть: голодные, плохо одетые - видно, что дети долго находились без
присмотра. Оля же была просто измождена непосильным трудом. Она до сих пор у
нас отоспаться и наесться не может.
Сейчас мать нашлась и за два месяца два раза
приходила к детям «в гости». Только видеть её Оля отнюдь не рада:
- Я
очень сильно на неё обиделась. И первый раз к ней даже не подошла. Да лучше бы
она совсем не приезжала – появилась на пять минут, только ребят расстроила. Они
потом всю ночь её звали. А во второй раз она пыталась меня убедить, что теперь дома
всё будет нормально: она больше нас не бросит, а папа перестал пить. Я знаю –
он-то слово сдержит, а мамке я не верю. Раньше всё нормально было: папа
несильно пил, работал. Но потом начала выпивать мать и я несколько раз пыталась
из дома уйти, а она и не была против. Возвращаться я не хочу – лучше в детском
доме жить, чем с мамой.
Какие страшные слова из уст ребёнка! Но что
ещё могут сказать дети, которых одели, накормили и обогрели не в родной семье,
а в социальном приюте? Не удивительно, что и восьмилетняя Таня поддерживает
сестру:
-
Когда приходит мама, я просто хочу с ней пообщаться, но не вернуться. Она
говорит, что заберёт нас, но я не хочу, потому что здесь лучше. Раньше мы всегда где-то лазили, весь день
ходили голодные. Когда мамы не было, папа пил и ложился спать. Пока Оля была в
школе, мы с шестилетней сестрой варили ужин. А когда деньги закончились, нам
соседи еду давали. А тут нам хорошо. И друзья есть.
В «Доме «Семья» с ребятами провели огромную
работу. Здесь они поправились, стали заниматься спортом, посещать различные
кружки. Наконец-то ребята почувствовали заботу и внимание. И теперь категорически
отказываются возвращаться к прежней жизни. Но и родители особо не пытаются их
вернуть. С ними беседовали, работали психологи, проводили юридическую
консультацию. Но их устраивает нынешняя ситуация: дети в приюте, а они просто навещают
их время от времени. Но так не может долго продолжаться. И теперь, если дети настоят
на своём, то дело будет отправлено в суд, и безответственных отца и мать лишат
родительских прав. А ребят направят в детский дом, который, возможно, будет им
роднее, чем свой.
Счастлив
тот, кто счастлив у себя дома
Небольшая спортивная площадка заполнена
детьми - здесь будет спортивная эстафета, приуроченная к Дню Детства. По этому
поводу в приюте уже прошло много мероприятий: различные тематические занятия, конкурс
рисунков. Теперь же - «Зоологические забеги», которые разделили ребят на «Слонов»,
«Бизонов» и активных болельщиков за тех и других. И хоть не обошлось без мелких
стычек между командами, смотреть на жизнерадостных, целеустремлённых ребят было
одно удовольствие.
Когда с «трибуны» - скамейки я наблюдала за
игрой, трёх-четырёх летний мальчик, сидевший рядом изучал мой цифровой
фотоаппарат.
- У
меня дома тоже такой есть, - робко похвастался он.
-
Здорово, - одобрила я. А он заглянул в мои глаза, чтобы удостовериться, что я
не смеюсь над ним и действительно верю, что у приютского мальчика, явно
привезённого сюда из неблагополучной семьи, тоже есть такая интересная вещь. А
я на самом деле верю. Верю в то, что он, как и Малинины, как и остальные ребята
из приюта, сможет не повторить ошибок родителей и когда-нибудь таким
фотоаппаратом сделает снимок своей счастливой семьи. Семьи уже без кавычек.
|