Суббота, 2024-11-30, 21:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Мои статьи | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
"Прогулки босиком" [1]
Город Жэ [4]
Эти статьи я написала для сайта нашей группы (ссылка на него есть справа). Они старые, но мало ли....Может быть кому-то интересно!
Вечерний Оренбург [8]
Статьи, опубликованные в газете "Вечерний Оренбург". Выложены в авторском варианте
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Вам понравился новый дизайн главной страницы?
Всего ответов: 9
Статистика
ПОГОВОРИМ?
Главная » Статьи » Вечерний Оренбург

Мы возвращаем детство

Я захожу в игровую комнату приюта и прошу разрешения сфотографировать ребят. Малыши с удовольствием соглашаются или даже сами предлагают запечатлеть их увлекательную игру. Дети же постарше просят не фотографировать их близко: они очень не хотят, чтобы кто-то узнал, что они здесь.

Не удивительно. Многие люди не любят всего, что выходит за рамки их представления о правильной жизни. Ребёнок из приюта для них – неразвитый, потерянный для общества и ни на что не годный. А сам приют – не более чем место концентрации таких детей.

Но задумывались ли посмевшие так думать, что на самом деле это спасение, убежище для ребят, которым просто в жизни повезло немного меньше, чем обычным, и в котором воспитатели и психологи делают всё возможное, чтобы им это возместить?

 

Дом там, где наше сердце

Социальный приют для детей и подростков «Дом «Семья» находится в частном секторе Южного посёлка Оренбурга. Здесь, вдали от автотрасс и промышленных предприятий, царят тишина и чистый воздух, столь дефицитные в городе.

Детей из асоциальных семей или просто с улицы приводят сюда милиция, органы опеки или распределяет соцзащита. А бывает, что дети сами приходят за помощью – в основном подростки, которым очень тяжело в семье. Сейчас в приюте – 29 воспитанников. Все они поступают педагогически запущенными, истощёнными, часто без документов. И задача работников приюта – восполнить то, чего им так не хватает.

Реабилитационная работа идёт по четырём направлениям: медицинское, социальное (приют занимается дальнейшим жизнеустройством детей, распределяя их в интернаты, техникумы или пытаясь вернуть в семью), психологическое и  педагогическое.

За те месяцы, которые ребёнок находится здесь, ему помогают физически окрепнуть с помощью закаливания, зарядки, спортивных мероприятий, пятиразового витаминизированного питания. «Дом «Семья» - это единственный приют, где функционирует фитобар: под контролем медицинских работников ребята пьют чай из различных целебных сборов трав.  

Но чем этот социальный приют действительно уникален, так это собственной школой, в начальных классах которой преподают свои сотрудники, а для детей 5-9 классов из школы №65 приходят учителя-предметники.

Заведующая приютом Лариса Григорьевна Пискунова рассказала, почему так важна эта особенность:

 - К сожалению, приютские дети, как правило, отстают от своих сверстников в развитии и по уровню образованности. Например, пятнадцатилетний подросток может сидеть в первом классе. И если его отдать в обычную общеобразовательную школу, для него это будет большой стресс. У нас же ребёнок занимается с удовольствием. Собственная школа – это основной из оберегающих и психологическое, и физическое здоровье факторов.

 

Люди не рождаются, а формируются

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому и подход к нему должен быть таким же. Дети же, по воле судьбы оказавшиеся в приюте нуждаются в особом внимании и поддержке. Большую роль для эмоциональной стабилизации ребёнка, играют занятия и тренинги, проводимые психологами. Ведь многие воспитанники испытывали в семьях психологическое насилие, от которого им очень сложно оправиться.

Педагог-психолог соцприюта Елена Николаевна Купарева рассказала о методике помощи этим детям:

 - По плану мы проводим как индивидуальные занятия, так и групповые. Цель ставится в зависимости от подбора детей, потому что каждый раз их состав меняется. Сейчас очень много девочек  подростков, с которыми мы проводим цикл занятий с условным названием «Женские хитрости» на формирование женского образа поведения.

 - То есть вы помогаете им усвоить навыки, которые присущи их возрасту...

 - ...и их функциям. Мы рассказываем о том, что женщина – хранительница очага, жена, мать; мужчина – добытчик. Очень много играем, рисуем, обсуждаем, беседуем. Личным примером показываем как надо себя вести.

- Я видела, как только что в приют привезли четырёхлетнюю девочку. Скажите, как Вы будете работать с ней?

 - С маленькими детьми, как правило, легче. Но вообще, нужно учитывать, что у ребёнка стресс. С нашей точки зрения там, откуда его забрали, плохо и многое угрожает жизни и здоровью. Но для него это безопасное место, пусть даже это подземный переход, подвал или семья с пьющими родителями. Ребёнку там было хорошо, потому что другого он не знает. Здесь же всё чужое и незнакомое, поэтому самое главное – это доброжелательное отношение. За то время, пока ребёнок проходит медицинское и психологическое обследование, он успевает привыкнуть к новым условиям. В этот период психологи работают с ним ежедневно, проводят диагностику, тесты. Тем самым он узнаёт обстановку, а мы узнаём его. Диагностика выявляет проблемные зоны, по которым составляется план работ. Первая задача – стабилизация эмоционального состояния ребёнка, развитие познавательных функций, умения общаться, вести себя в конфликтной ситуации, сотрудничать. Потому что у этих детей опыт жизни абсолютно другой.

- Работа даёт положительные результаты?

 - Прогресс конечно есть.  Мы возвращаем ребёнку детство. Дело в том, что в каждом возрасте есть определённая ведущая деятельность: в дошкольном – игра, в младшем школьном – учёба, в подростковом - общение. Но те дети, которые к нам поступают, лишены этого. Например, мальчик стоит в подземном переходе, не учится, не играет, а зарабатывает деньги. Мы даём ему возможность вернуть своё детство. Часто бывает, что ребёнку пора учиться, а он не готов к этому, он ещё интересуется игрушками – четырнадцатилетний мальчик играет в машинки, потому что в своё время не наигрался. Он был занят не тем, чем должен был.

Задача всего коллектива – показать детям, что существует другой способ жизни, чем был у их родителей -  социально приемлемый. И мы ставим ребёнка перед выбором между ними.

 - Получается?

 - Не могу сказать, что в ста процентах случаях, но получается. Наша главная задача - вернуть ребёнка в семью, оздоровив её в моральном и  нравственном плане,  а это иногда очень сложно.

 - Лариса Григорьевна рассказала, что дети, вернувшиеся к родителям, часто сбегают из дома в приют. Потому что здесь они меняются и не хотят жить по-старому, а родители этого не понимают.

 - Психологи работают и с родителями, но часто сталкиваются с  негативным или равнодушным отношением, потому что обычно это люди уже деградирующие и, в общем-то, им всё равно. И когда у них забирают детей, это лишь развязывает им руки.

Но мы как можем, стараемся компенсировать ребёнку опыт семейной жизни. Уже год функционирует новое подразделение нашего приюта: семейные воспитательные группы. На работу принимается воспитатель, который, пройдя специальное обучение, берёт ребёнка жить к себе в семью, где тот видит отношения между мужчиной и женщиной, между мамой и детьми, отличные от тех, которые он знает. В данный момент функционируют три группы, ещё одна закрылась, потому что воспитатель оформила над этим ребёночком опеку.

- Такой опыт позитивно влияет на детей?

 - Да, безусловно. Но есть известное мнение, что ребёнка воспитывают до трёх лет. Поэтому чем раньше ребёнка изъяли из асоциальной ситуации, тем больше шансов, что он станет человеком в нашем понимании слова. Для нас главное чтобы ребёнок вёл социально приемлемый образ жизни, хотел учиться, работать. Если подросток, которого мы определили в училище, делает там успехи, то  мы ставим себе «плюс». Мы молодцы, потому что мы направили его на путь, ну а дальше с ним будут работать уже другие организации.

 

«Другие организации»... и это притом, что почти у каждого из воспитанников приюта есть родители. Но, как оказывается, ждать заботы от них детям не приходится. Поэтому внимание и любовь они находят не в семье, а в «Доме «Семья». Здесь массаж заменяет им родительские ласки, а занятия с психологом – задушевные беседы. Каждый год через заботливые руки воспитателей проходят около ста семидесяти ребят. И у всех своя история, своя грусть, своё украденное детство, но

 

Все дети мира плачут на одном языке

Семья Малининых – это три сестры и четыре брата. В приюте они уже около двух месяцев и даже говорить не хотят о возвращении к родителям. Здесь они наконец-то получили то, чего им так не хватало дома, да, в принципе, только в приюте они этот дом и нашли. Четырнадцатилетняя Оля, тринадцатилетний Миша, девятилетний Петя, восьмилетняя Таня, шестилетняя Катя, четырёхлетние двойняшки Рома и Сергей уже не первый раз попадают в социальный приют. Иногда их отправляли туда органы опеки, иногда они обращались за помощью сами, а один раз их даже привела  мать. Семье из девяти человек, теснившейся в маленькой комнате общежития было не на что купить даже самое необходимое – отец работал время от времени, мать же и не думала искать источник заработка. А в марте она просто исчезла на несколько недель, оставив детей на попечение запившего от безработицы мужа. Всё бремя легло на хрупкие плечи старшей Оли, которая как могла ухаживала за братьями и сестрёнками, на последние деньги покупала еду.

 - Когда их привезли к нам, - рассказывает Лариса Георгиевна, - на них было жалко смотреть: голодные, плохо одетые -  видно, что дети долго находились без присмотра. Оля же была просто измождена непосильным трудом. Она до сих пор у нас отоспаться и  наесться не может.

Сейчас мать нашлась и за два месяца два раза приходила к детям «в гости». Только видеть её Оля отнюдь не рада:

 - Я очень сильно на неё обиделась. И первый раз к ней даже не подошла. Да лучше бы она совсем не приезжала – появилась на пять минут, только ребят расстроила. Они потом всю ночь её звали. А во второй раз она пыталась меня убедить, что теперь дома всё будет нормально: она больше нас не бросит, а папа перестал пить. Я знаю – он-то слово сдержит, а мамке я не верю. Раньше всё нормально было: папа несильно пил, работал. Но потом начала выпивать мать и я несколько раз пыталась из дома уйти, а она и не была против. Возвращаться я не хочу – лучше в детском доме жить, чем с мамой.

Какие страшные слова из уст ребёнка! Но что ещё могут сказать дети, которых одели, накормили и обогрели не в родной семье, а в социальном приюте? Не удивительно, что и восьмилетняя Таня поддерживает сестру:

 - Когда приходит мама, я просто хочу с ней пообщаться, но не вернуться. Она говорит, что заберёт нас, но я не хочу, потому что здесь лучше. Раньше мы всегда где-то лазили, весь день ходили голодные. Когда мамы не было, папа пил и ложился спать. Пока Оля была в школе, мы с шестилетней сестрой варили ужин. А когда деньги закончились, нам соседи еду давали. А тут нам хорошо. И друзья есть.

В «Доме «Семья» с ребятами провели огромную работу. Здесь они поправились, стали заниматься спортом, посещать различные кружки. Наконец-то ребята почувствовали заботу и внимание. И теперь категорически отказываются возвращаться к прежней жизни. Но и родители особо не пытаются их вернуть. С ними беседовали, работали психологи, проводили юридическую консультацию. Но их устраивает нынешняя ситуация: дети в приюте, а они просто навещают их время от времени. Но так не может долго продолжаться. И теперь, если дети настоят на своём, то дело будет отправлено в суд, и безответственных отца и мать лишат родительских прав. А ребят направят в детский дом, который, возможно, будет им роднее, чем свой.

 

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

Небольшая спортивная площадка заполнена детьми - здесь будет спортивная эстафета, приуроченная к Дню Детства. По этому поводу в приюте уже прошло много мероприятий: различные тематические занятия, конкурс рисунков. Теперь же - «Зоологические забеги», которые разделили ребят на «Слонов», «Бизонов» и активных болельщиков за тех и других. И хоть не обошлось без мелких стычек между командами, смотреть на жизнерадостных, целеустремлённых ребят было одно удовольствие.

Когда с «трибуны» - скамейки я наблюдала за игрой, трёх-четырёх летний мальчик, сидевший рядом изучал мой цифровой фотоаппарат.

 - У меня дома тоже такой есть, - робко похвастался он.

 - Здорово, - одобрила я. А он заглянул в мои глаза, чтобы удостовериться, что я не смеюсь над ним и действительно верю, что у приютского мальчика, явно привезённого сюда из неблагополучной семьи, тоже есть такая интересная вещь. А я на самом деле верю. Верю в то, что он, как и Малинины, как и остальные ребята из приюта, сможет не повторить ошибок родителей и когда-нибудь таким фотоаппаратом сделает снимок своей счастливой семьи. Семьи уже без кавычек.

Категория: Вечерний Оренбург | Добавил: ЛюдМилка (2007-08-19) | Автор: ЛюдМила
Просмотров: 823 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Хостинг от uCozCopyright MyCorp © 2024